Тут что-то явно не так с этим Арсеналом )) В первом приближении кажется, что печатник ошибся, по небрежности отзеркалил картинку. Однако почему тогда нижняя надпись стоит правильно? Дело в том, что эта картинка 1780 года не просто рядовая венецийская ведута, а печатное изображение для "волшебного фонаря".



Гаэтано Зомпини. Мондо Нуово. 1785.
В XVII-XVIII вв. во многих европейских городах распространилось модное развлечение – рассматривать всякие картинки через линзы. В Венеции (и Италии в целом) эта забава получила название mоndo nuovо ("новый мир").
Повелось это с лёгкой руки Карло Гольдони, написавшего пьесу Il Mоndo Nuovо, в которой живо рассказывалось как на пьяцце Сан-Марко все просто сходят с ума "от оптических кристаллов", где даже муха – размером с лошадь!

Косморама представляла собой большой или малый ящик, в который вставлялись стеклянные пластинки с картинками, нередко их освещали внутри свечами. Картинки рассматривали через отверстия с линзами и всё это вместе давало подобие пространственного эффекта, весьма и весьма отдаленно похожего на нынешние эффекты 3D, только статичные. Изображения в "волшебном фонаре" бывали самого разного рода: экзотические животные и растения, панорамы сражений и портреты императоров с принцессами, виды городов и чудеса природы, для взрослой публики предлагались даже картинки непристойного содержания )) Естественно, венецианцам было не особо интересно платить деньги за возможность поглазеть на виды родного города – это в Париже или Лондоне Венеция была в диковину. А в Венеции у всех на устах в то время была Америка, или Новый мир. Картинки, изображающие Америку, были особенно популярны среди поклонников нового развлечения. Отсюда становится понятна и тематика пьесы Карло Гольдони. Одним из европейских центров по изготовлению косморам был городок Бассано неподалеку от Венеции.

Джандоменико Тьеполо. Новый мир. Фреска. 1791-1793. Музей Ка-Реццонико, Венеция.
 Небывалый ажиотаж венецианцев вокруг косморам стал даже предметом изображения в живописи. Наиболее яркий пример тому – фрески "Новый мир" Джандоменико Тьеполо из музея Ка-Реццонико. Вообще-то художник написал эти фрески для прихожей собственной виллы Zianigo под Мирано, откуда – после продажи виллы наследниками Тьеполо, шедевры чуть было не уплыли во Францию, однако тут воспротивилось государство и фрески, к счастью, остались в Венеции. Сам Тьеполо никакого названия фрески не давал. Впервые под названием "Новый мир" фрески появились в 1907 году в журнале Emporium, с тех пор такое название и закрепилось... Кстати, за всей этой новомодной суетой Тьеполо наблюдают с довольно сдержанным интересом: Тьеполо-отец отстранённо скрестил руки, Тьеполо-сын – иронично любопытствует в монокль.


Пьетро Лонги. Новый мир (Il Mondo Nuovo). 1756. Пинакотека Кверини-Стампалья, Венеция.


Модель оптического устройства для просмотра Vues optiques.
Гравюра de Boilly. 1820.

































Для домашних развлечений существовали более простые устройства. Это мог быть как небольшой ящичек, так и совсем примитивное приспособление для рассматривания через лупу печатных изображений.