понедельник, 19 августа 2013 г.

Турандот в Москве

Фонтан "Принцесса Турандот" работы Александра Бурганова у театра Евг. Вахтангова. 1997. Старый Арбат, Москва.
Princess Turandot Fountain by Alexander Bourganov near Vakhtangov Theatre. 1997. Stariy Arbat Street, Moscow.
В середине XVIII века на подмостках Венеции царствовали-враждовали Карло Гольдони и аббат Кьяри. Потом они "помирились". Гольдони пёк свои пьесы как блины: только в одном 1750 году он настрочил 16 комедий! Комедии Гольдони не нравились Карло Гоцци - он был его идеологическим противником. Павел Муратов в "Образах Италии" пишет: «Однажды в книжной лавке Беттинелли, расположенной в темном закоулке за Toppe дель Оролоджио, встретились несколько литераторов. В их числе был сам Гольдони. Опьяненный своим успехом, он долго рассказывал о значении сделанного им переворота в итальянском театре, он осыпал насмешками и бранью старую комедию масок. Тогда один из присутствующих, высокий и худой человек, молчаливо сидевший до тех пор на связке книг, поднялся и воскликнул: «Клянусь, что с помощью масок нашей старой комедии я соберу больше зрителей на «Любовь трех апельсинов», чем вы на разные ваши Памелы и Ирканы». Все рассмеялись этой шутке графа Гоцци: «Любовь трех апельсинов» была народной сказкой, которую рассказывали тогда няньки маленьким детям. Но Карло Гоцци не думал шутить...»


Через 4 дня пьеса по сказке была готова. Граф Гоцци предложил её четвёрке популярных актёров во главе со старым комиком Антонио Сакки, которые работали в стиле традиционной комедии дель арте. Некогда эта труппа блистала в зале Сан-Самюэль, но мода на Гольдони разорила их театр и они подались искать счастья в Португалию. Однако землетрясение в Лиссабоне вынудило комедиантов в слезах вернуться в Венецию - и вовремя, как раз строго в разгар творческого спора между Гольдони и Гоцци. В дни зимнего карнавала - 25 января 1761 года, грянула премьера...

Успех "Трёх апельсинов" был ошеломителен. Следом был "Ворон". "Двадцать раз подряд при огромном стечении публики", - как вспоминал Гоцци. - Третья сказка "Король-Олень" была встречена с ещё большим одобрением, чем две предыдущие". Наконец 22 января 1762 года последовала "Турандот" - и Венеция была завоёвана безоговорочно. Кьяри сбежал в Америку, Гольдони - уехал навсегда в Париж. "Я один остался владеть территорией", - торжествовал Гоцци в своих "Бесполезных мемуарах"...

Но как это часто бывает, умер Карло Гоцци в родном городе совершенно всеми забытый в возрасте 86 лет. А вот Гольдони посмертно триумфально вернулся - на кампо Сан Бартоломео у моста Риальто стоит его памятник, а на пути от Сан Поло к Фрари обязательно встретится дом-музей Гольдони. А за памятником Гоцци в лице его Турандот надо лететь в Москву, к театру Евгения Вахтангова... ))

PS. Кстати, о мемуарах Гоцци. На днях они наконец-то вышли и в России. Правда, не оригинал, а отредактированный и деликатно сокращённый Полем де Мюссе французский вариант "Бесполезных мемуаров". Перевод с французского сделал Леонид Чичко - что удивительно, не профессиональный переводчик, не литератор, а просто любитель, сделавший это "для пользы и удовольствия". Спасибо ему за это.

1 комментарий:

  1. Так, в Москве памятник Турандот, а не Гоцци?! :)) И, вроде, это не совсем памятник, а фонтан! :))

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...