воскресенье, 6 октября 2013 г.

Каналетто: кампо Сант'Анцоло

Каналетто. Кампо Сант'Анджело. 1732. Холст, масло. 46,7х77,5 см. The Wrightsman Collection.
Canaletto. Campo Sant'Angelo. 1732. Oil on canvas. 46,7х77,5 сm. The Wrightsman Collection.
Эта небольшая площадь заметно изменилась с того момента, как её почти триста лет назад живописал Каналетто. Церкви с изящной колокольней, что у Каналетто в центре композиции, увы, больше нет...



Церковь Сант'Анджело (или на венецианском диалекте Cант'Анцоло), была основана в 920 году на деньги двух старинных семейств - Морозини и Лупаниззи, и первоначально была посвящена св. Мауро. После перестройки 1069 года её перепосвятили св. Михаилу Архангелу. Венецианцы же стали звать её просто Сант'Анцоло. Название закрепилось после перестроек в 1431 и 1631 годах. В 1810 году наполеоновским указом церковь закрыли и стали использовать как склады, а в 1837 году решением австрийских властей вообще снесли. Внутри церкви было девять алтарей, в одном из них находилась "Пьета" - последняя работа Тициана. По счастью, картина сохранилась - сейчас она в галерее Академия. 

С церковной Кампанилой связана одна драматичная история. Звоннице постоянно не везло. В 1347 году вместе с некоторыми другими колокольнями города она рухнула в результате землетрясения. Согласно легенде, прежде чем рухнуть, колокола обречённых колоколен внезапно зазвонили по собственной воле. Башню восстановили, но она стала постепенно крениться. Причём, столь сильно, что стала вызывать серьёзные опасения. Из Болоньи вызвали эксперта по выпрямлению башен, слава которого гремела по всей тогдашней Италии. Инженер сумел выпрямить кампанилу, но через два дня она внезапно рухнула, придавив двух монахов из монастыря Санто Стефано. Эксперт спешно бежал из Венеции. Случилось это в 1455 году. Колокольню, укрепив грунт, отстроили заново, но через двадцать лет в неё ударила молния и она опять частично разрушилась. Упорные венецианцы её снова восстановили - вот эту-то реинкарнацию колокольни и увековечил Каналетто...

Кстати-1: инженером, что в 1455 году неудачно выпрямлял падающую кампанилу Сант'Анцоло, был ни кто иной, как Бартоломео Фиорованти. В России он больше известен под именем Аристотеля Фиорованти. В 1474 году в Москве произошла своя катастрофа - рухнул только что отстроенный Успенский собор. Софья Палеолог - племянница последнего византийского императора Константина, которая за два года до обрушения собора вышла замуж за русского царя Ивана III, посоветовала супругу найти опытных строителей в Италии, где она жила до свадьбы. Царь отправил послом Семёна Толбузина, который в Венеции соблазнил Фиорованти поехать в далёкую Москву заново строить Успенский собор...

Кстати-2: русские следы на кампо Сант'Анцоло одним Фиорованти не ограничиваются. На картине Каналетто справа видно палаццо Дуодо. Палаццо древнее - XV века. Во времена Каналетто на первом этаже здания была, очевидно, лавка, где продавались доски, а в начале XIX века палаццо служило гостиницей. В ней некоторое время жил известный композитор Доменико Чимароза. Стендаль, к примеру, ставил его выше Моцарта. По приглашению императрицы Екатерины II Чимароза на брегах Невы несколько лет учил пению будущую супругу Павла I. И вот, когда Чимароза бежал из Неаполя, где за сочувствие к идеям Французской революции его преследовали Бурбоны, он вспомнил о Санкт-Петербурге, где в то время уже вовсю правил Павел I. По дороге в Россию Чимароза остановился в Венеции, где подхватил лихорадку и скоропостижно скончался. Палаццо Дуодо никуда не делось, оно по-прежнему на кампо. На фасаде есть памятная табличка, извещающая, что это место смерти Доменико Чимарозы...

Напротив палаццо Дуодо на противоположной стороне кампо стоит палаццо Пизани, раньше оно именовалось Тревизан. Это здание не шибко древнее - XVII века, но ко времени Каналетто уже сто лет на кампо простояло. Ну а рядышком со снесённой церковью до сих пор находится небольшая часовня дель Аннунциатта (или ораторий Сант'Анцоло), ей тысяча лет. Правда, капеллу дважды перестраивали и фронтон у неё нынче не полукруглый, как у Каналетто, а треугольный. Некогда она использовалась и в качестве семейной капеллы дома Морозини, и как скуола дей Зоппи (хромых) - это братство было основано в 1392 году. В стене часовни сохранились два древних кольца - к ним когда-то привязывали лошадей. В Венеции, между прочим, такие коновязи редкость. Часовенка вечно закрыта, но, по слухам, внутри есть Джузеппе Чезаре и Антонио Трива. Этот небольшой ораторий - всё, что осталось на сегодняшнем кампо от некогда большой церкви Сант'Анцоло, столь блистательно воспетой Каналетто. Плюс, конечно, два прекрасных колодца XV века, они тоже всё ещё на площади...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...