вторник, 20 января 2015 г.

Красные херувимы в Москве

Джованни Беллини написал около 50 Мадонн, 11 из них находится в Венеции. Впрочем, нет - десять. Одиннадцатую украли в 1993-м. Итальянцы привезли в Москву одну из самых малоизвестных. По крайней мере, для меня ... ))

Я не помню в Венеции "Мадонну с красными херувимами". Она в Галерее Академии. Здесь добрая половина венецианских беллиниевских мадонн, я тут был трижды, но красных херувимов, убей, не помню. Как-то не везло. Видимо, они все время были "в бегах". Вот нынче в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, на выставке "Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии". Выставка маленькая, всего 4 полотна. "Паровозом" выступает "Мадонна Cенигалья" Пьеро делла Франческо, но я больше ходил смотреть Беллини. Надо же нам наконец встретиться )) Встретились...


Джованни Беллини. Мадонна с красными херувимами. 1485.
Панель, масло. 60 x 77 см. Галерея Академии, Венеция.


Мадонна сидит в просветленной задумчивости, а вот Младенец беспокойно дрыгает ножками и вопрошающе смотрит то на мать, то на парящих херувимов. Кажется, что он вот-вот поднимет пухлую ручонку, ткнет ею в небо и спросит - а почему, собственно говоря, херувимы красные? Что за бунт у Древа Жизни? )) Вроде бы все в картине спокойно и чинно: сладкий пейзаж за спиной, по речке скользит барчетта, облака лениво плывут по голубому небу, херувимчики безмятежно улыбаются, а в глазах Младенца - и удивление, и сомнение, и тревога... 

Беллини - это кватроченто. В эту эпоху художники придавали большое значение символам. Были определенные каноны, отступать от которых было не принято. Конечно, если сравнить тех же Мадонн Джованни Беллини и его отца Якопо, то изменения значительны. Я даже не говорю о технике письма. Мадонны Якопо Беллини больше похожи на иконы. Мадонны Джованни Беллини - это уже скорее светская живопись. Они несравнимо более мягкие, воздушные, живые. И тем не менее, символизм все еще в крови художников. Символизм сквозит в традиционности поз, композиций, цвете. Темно-синий цвет накидки Мадонны - мудрость. Белый платок - непорочность. Красное платье - любовь. 

А красные херувимы? Почему они красные? Согласно традициям той эпохи херувимы должны быть синими, красными должны быть серафимы.
Есть удивительный французский художник - Жан Фуке. В 1450 году - за 35 лет до "Мадонны с красными херувимами" Джованни Беллини, он написал т.н. Миленский диптих, на правой створке которого изобразил Мадонну с младенцем. Это совершенно сюрреалистичное полотно. Невозможно поверить, что ему больше 500 лет. Кажется, что его место не в залах с живописью эпохи Возрождения, а в каком-нибудь музее ультрасовременного искусства. 

Жан Фуке. Мадонна с младенцем. Правая створка Мелунского диптиха. 1450.
Панель, масло, 91 х 81 см. Королевский музей изящных искусств, Антверпен.

Неестественно белая в своей непорочности Дева Мария в модном атласном платье голливудской звезды цвета глубокой мудрости. Грудь - будто только что из клиники пластической хирургии. Бедный Младенец даже боится покоситься на мать. Кажется, он даже осуждающе оттопырил пальчик. Целлулоидные кукольные ангелы окружили трон. Но вот что интересно: как строго Фуке следует традиции - красные серафимы вцепились в трон, синие херувимы держатся поодаль. Так и дОлжно быть. Серафимы в ангельской иерархии стоят на первой ступени и только им дозволяется быть первыми к Божественному трону, херувимы - вторые по рангу, вот они и у Фуке на вторых ролях! ))

Так почему же у Джованни Беллини херувимы красные? Может, это вовсе не херувимы, а серафимы? Заглянем на сайт Галереи Академии... Но нет, пишут - Madonna col Bambino (Madonna dei cherubini rossi). Именно херувимы! Загадка, однако. ))

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...